По-особенному красивые, преисполненные безмятежностью и умиротворением — священные земли Валаама из года в год привлекают не только паломников, но и тысячи туристов. Только ступив на земли Валаама, вы как будто попадаете в другой мир! Необъятные воды Ладоги, бескрайнее небо, россыпь больших и маленьких островов… И спокойная тишина. Именно здесь приходит понимание, насколько жизнь в городе полна суеты и шума. Гуляя по островкам Валаамского архипелага, окруженного со всех сторон водой, создается приятное ощущение оторванности от проблем и суматохи внешнего мира.
Валаамский архипелаг состоит из 50 островов. Их общая площадь — 36 км². Валаам является центральным островом архипелага и занимает 2/3 его площади. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Острова архипелага соединяются старинными, но прочными мостами.
Красотой Валаама восхищались и отразили ее в своем творчестве многие художники: Шишкин, Васильев, Давыдов, Клод. Пейзажи архипелага поистине чудесны! Летом здесь цветут яблони, сирень, тюльпаны, разнося приятные цветочные ароматы. Эти растения также напоминают о великом и многолетнем труде обитателей Валаама, ведь его каменистый ландшафт (на нем всего лишь 15 см почвы!) вовсе не предполагает обилие деревьев и цветов. Монастырь Валаама находится посреди трех садов — Верхнего, Среднего и Нижнего. В садах растут яблони, возраст которых давно превысил 100-летний рубеж.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) является центральной достопримечательностью Валаама. Задумал его игумен Дамаскин в 19 веке, а закончил строительство его приемник — Ионафан II. На сегодняшний день в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимают: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев; мощи преподобного Антипы Валаамского; чтимый список Валаамской иконы Божией Матери; чтимый список иконы Божией Матери «Всецарица»; · ковчег с частицей мощей святой праведной Анны; ковчег с частицей мощей святителя Николая Мирликийского чудотворца; ковчег с частицей мощей преподобного Германа Аляскинского.
Вот уже более 600 лет сияет славой обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Арсением Коневским. Монастырь на острове Коневец был и остается доныне одним из оплотов православной веры в Ладожской земле. История обители полна славных страниц, являя собой пример молитвенной и подвижнической жизни монашеской братии. Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем довольно немного. Житие преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Юноша был искусным ремесленником и преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он пришел в новгородский Лисогорский монастырь, где и принял монашеский постриг с именем Арсений. Прожив около 10 лет в монастыре, Преподобный покидает его и по благословению игумена отправляется на Афон, в Грецию. По прошествии трех лет Арсений возымел желание вернуться. В 1393 году Арсений возвращается на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословляет его на устройство новой обители. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил Арсения, сказав, что «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий». Он дал преподобному устав святогорского общежития для основания нового монастыря, а в благословение самому Арсению — икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную как Коневская икона Божией Матери. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений ищет уединённое место для иноческой жизни. Путешествуя на небольшой лодке по Ладоге, он оказывается на Коневце. Однако, зная, что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, преподобный Арсений покидает остров и отправляется далее на север. В пути преподобного застигает буря, и он вынужден вернуться обратно на Коневец. Переждав непогоду, преподобный Арсений снова покидает остров, однако и в этот раз сильный ветер возвращает его лодку обратно к острову. В этом Арсений видит вышнее указание на то, что ему надлежит остаться и основать монастырь именно здесь: «По воле Господа и Его Пречистой Матери, обитель должна быть воздвигнута на Коневце». С этого времени жизнь преподобного Арсения навсегда связана с Коневцом.
«Монастыри, по словам святителя Филарета (Дроздова), были «духовным оплотом» Православия. Шли паломники в святые обители не только поклониться святыням, но и за опытом правильной христианской жизни. Верующие руководствовались словами Иоанна Лествичника: «Свет монахов суть Ангелы, монахи свет для всех человеков».
В обычной жизни в суете и повседневных заботах накал духовной жизни ослабевал. Приходя в обители, паломники наблюдали строгую монашескую жизнь – для них она была подлинной христианской жизнью – и старались затем подражать ей в миру.
В монастырях по-особому звучали привычные молитвы и песнопения. В каждом из них были свои святые. Монастырь был живой иллюстрацией к знакомым для многих с детства житиям. Нравственный подвиг святых вдохновлял на праведную жизнь. Жизни по заповедям Христовым способствовали и советы опытных старцев. К ним для духовной беседы стремились в обители люди самых разных слоев русского общества.
Соловки всегда притягивали паломников, стремящихся к святыне. Но на острова прибывало и немало участников научных экспедиций, иностранных путешественников, писателей, промышленников. Они находили здесь свой интерес – деловой, научный, познавательный. Каждый по-своему воспринимал Соловки, но все посетители отмечали, что здесь существует особый мир, отличный от их обыденной мирской жизни. Люди подчас впервые начинали задумываться, что есть жизнь другая - высокая и духовная.
И сегодня Соловки посещают не только православные паломники. Острова, как и прежде, открыты для всех. Здесь каждый находит то, что интересно уму и дорого сердцу. Посещение Соловецких островов всегда обогащает новыми знаниями, впечатлениями, радостными переживаниями. Пусть оно при этом одним приоткроет дверь в мир православного монастыря, другим этот мир сделает более близким и понятным, а кто-то, может быть, захочет вернуться сюда еще раз. Пусть каждый ощутит здесь радость от соприкосновения со святыней и как можно дольше сохранит в душе пережитые светлые чувства».
Архимандрит Порфирий, наместник Спасо-Преображенского
Соловецкого ставропигиального мужского монастыря
Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова, овдовев и желая сохранить в чистоте свое вдовство, посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее:
«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои − да будут с тобою!»
Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери.
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…– сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. – И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, где и мы сами, имея начаток Духа ...стенаем, ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23), есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая — как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости.
«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!» — так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря.
Оптина пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ вв. Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее. Прекрасна она в сиянии своем (Сир. 43, 12). Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.
Сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышления повинуются старцу и выполняют все его указания как откровение этой воли. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.